Регистрация автономной некоммерческой организации (АНО): что необходимо знать?

1 октября 7:11

Для начала необходимо определиться с правовым закреплением понятия АНО. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации в ст. 123.24 закрепляется, что автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

АНО создается с целью предоставления услуг на возмездной основе, однако средства, полученные в результате оказания последних, не могут распределяться между учредителями АНО. Таковые средства остаются в организации и могут быть потрачены на оплату труда, проведение мероприятий, аренду помещения и так далее.

АНО является достаточно простой формой, потому что для создания АНО необходим хотя бы один учредитель, который по совместительству может являться и руководителем. Учредителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, но руководителем по совместительству может являться только физическое лицо. Если набирается 4 учредителя, то структура органов управления может состоять из общего собрания учредителей и директора. Если учредителя 2, и при этом один из них будет руководителем АНО, то нужно собрать высший коллегиальный орган управления, например, совет.

У учредителя даже при создании коллегиального органа остаются такие полномочия, как назначение директора, определение порядка приема в состав учредителей и прием новых учредителей в состав АНО.

Сейчас выявлена тенденция создания образовательных организаций именно в форме АНО, а не частных учреждений. Почему? Потому что имущество в частном учреждении принадлежит учреждению на праве оперативного управления и собственника поменять не получится, тогда как в АНО имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО. Учредитель АНО не сохраняет право на имущество, переданное им в собственность АНО.

Так же важным моментом является то, что учредители не отвечают по обязательствам АНО, так же, как и АНО не отвечает по обязательствам учредителей. В случае ликвидации АНО оставшееся имущество направляется на цели, в интересах которых АНО было создано. АНО может быть ликвидировано по решению учредителей.

Для ведения легальной деятельности АНО необходимо зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ. Но, прежде чем обратиться за регистрацией, нужно определиться с названием, целью, деятельностью, то есть со всем, что включается в устав АНО, а также структуру органов АНО. Нельзя забывать, что наименование должно отражать характер деятельности. В уставе должен быть закрытый перечень целей и предмета деятельности.

Для регистрации АНО в Министерстве юстиции РФ, необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Устав АНО в 3-х экземплярах;
  2. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, заверенное в нотариальном порядке и подписанное учредителем;
  3. Оплаченную гос. пошлину в размере 4000 рублей;
  4. Если УСН будет применяться, то заявление о переходе на УСН;
  5. Документы на юридический адрес;
  6. Протокол о создании АНО в двух экземплярах.

При этом, если пакет документов подавать через систему Госуслуги, то нотариальное заверение и оплата пошлины не являются необходимостью.

После получения зарегистрированных документов необходимо сделать печать и открыть расчетный счет в банке. 

Юридическое бюро "Палюли и партнеры"

Тарасенко Юлия

2016-2021 © PALYULIN.RU