С 30 июля нужно будет оформлять банковские гарантии при госзакупках по новым правилам
© Н.А. Проданова Наталья Алексеевна, д-р. экон. наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Г лавного контрольного управления города Москвы ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
На сегодняшний день банковская гарантия - это одна из наиболее востребованных финансовых услуг, которая выступает в качестве инструмента страхования финансовых рисков, возникающих в связи с отказом контрагента от выполнения обязательств. Госзакупки являются самой популярной сферой применения данного обязательства, так как это один из наиболее надежных способов для поставщика подтвердить свою репутацию заинтересованного и ответственного участника и единственная альтернатива передаче денежных средств в качестве обеспечения обязательств.
Важно! С 1 июля 2019 года участник закупок вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств им может быть использована банковская гарантия. Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов.
Существуют различные виды гарантий, наиболее часто встречающихся в процессе осуществления закупок (табл. 1).
Таблица 1
Виды банковских гарантий
Банковская гарантия на обеспечение заявки |
Банковская гарантия на обеспечение контракта |
|
Банковская гарантия на возврат аванса |
Банковская гарантия на исполнение обязательств |
|
Предоставляется исполнителем для участия в конкурсе и гарантирует, что в случае победы исполнитель не откажется подписывать договор |
Если заказчик выплатил исполнителю аванс, эта гарантия подтверждает, что при неисполнении условий контракта аванс будет возвращен |
Если исполнитель не выполнит условия контракта либо выполнит их не в полном объеме или не в срок, банк выплачивает заказчику неустойку |
В 1 квартале 2019 года в реестр банковских гарантий были включены сведения о 145307 банковских гарантиях на общую сумму 160 млрд. рублей, из них 98,9% банковских гарантий на общую сумму 158 млрд. рублей было выдано в качестве обеспечения исполнения контракта.
Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, и покрывает только сумму обеспечения заявки, указанную в закупочной документации.
Актуальные нововведения, коснувшиеся порядка обеспечения заявки и исполнения контракта банковской гарантией, отражены в табл. 2.
Таблица 2
Изменения в правилах обеспечения заявки и исполнения контракта банковской гарантией
Банковские гарантии |
|
Обеспечение заявки |
Обеспечение исполнения контракта |
с 01.07.2018г. |
с 01.07.2019 г. |
Предоставляется исполнителем для участия в конкурсе и гарантирует, что в случае победы исполнитель не откажется подписывать договор. |
Если исполнитель не выполнит условия контракта либо выполнит их не в полном объеме или не в срок, банк выплачивает заказчику неустойку. |
Действует только с 30.06.2019г. (ч. 52 ст. 112 ФЗ № 44) |
Банковские гарантия должна соответствовать ст. 45 Закона №44-ФЗ и быть получена в банке, входящем в перечень, опубликованный на сайте Минфина России (ч. 1.2 ст. 45 Закона №44-ФЗ) (по состоянию на 19.11.2018 –это 199 банков) |
При проведении электронных процедур участник сообщает оператору электронной площадки (ЭП) реестровый номер банковской гарантии из реестра банковских гарантий |
Банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий |
При направлении вторых частей заявок (заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей) оператор ЭП отправляет заказчику реестровый номер банковской гарантии; проверяет банковскую гарантию заказчик |
Проверка банковской гарантии осуществляется заказчиком в соответствии со ст. 45 Закона №44-ФЗ |
Порядок взаимодействия участника закупки, оператора ЭП и заказчика определен Постановлением Правительства от 30.05.2018 №626 и вводится в действие с 1 июля 2019 г. |
Напомним, что с 1 июня 2018 года и до 1 января 2020 года банковские гарантии выдают лишь те финансовые учреждения, которые соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства России от 12.04.2018 №440, а именно - банк должен иметь собственные средства в размере от 300 миллионов рублей и рейтинг не ниже BB- (RU) по национальной рейтинговой шкале Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) и не ниже RuBB- по шкале рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА). На момент публикации статьи из 206 банков этим требованиям соответствуют 147.
Приведем немного статистики (таблица 3-4).
Таблица 3
Лидеры по количеству выданных гарантий под обеспечение контрактов за 2018 год
Банк |
Сумма гарантий, млн.руб. |
Количество, шт. |
Средний размер гарантии, млн. руб. |
Число клиентов |
|
СОВКОМБАНК |
65 953 |
226 601 |
0.3 |
30 981 |
44 |
ДЕРЖАВА |
70 063 |
177 159 |
0.4 |
5 635 |
59 |
АБСОЛЮТ БАНК |
66 199 |
149 718 |
0.4 |
20 017 |
52 |
ИНТЕРПРОМБАНК |
44 152 |
60 700 |
0.7 |
11 477 |
60 |
ФК ОТКРЫТИЕ |
91 750 |
56 567 |
1.6 |
17 941 |
71 |
ВОСТОЧНЫЙ |
79 428 |
38 561 |
2.1 |
3 667 |
68 |
СБЕРБАНК РОССИИ |
207 375 |
34 567 |
6.0 |
5 868 |
70 |
МОДУЛЬБАНК |
11 213 |
21 147 |
0.5 |
7 520 |
14 |
ПРОМСВЯЗЬБАНК |
77 994 |
21 077 |
3.7 |
3 286 |
69 |
ПРИМСОЦБАНК |
5 365 |
12 484 |
0.4 |
1 128 |
7 |
Источник: АЦ «Эксперт» по данным отчетности банков.
Таблица 4
Лидеры по количеству клиентов - получателей гарантий под обеспечение контрактов за 2018 год
Банк |
Сумма гарантий, млн.руб. |
Количество, шт. |
Средний размер гарантии, млн. руб. |
Число клиентов |
|
СОВКОМБАНК |
65 953 |
226 601 |
0.3 |
30 981 |
44 |
АБСОЛЮТ БАНК |
66 199 |
149 718 |
0.4 |
20 017 |
52 |
ФК ОТКРЫТИЕ |
91 750 |
56 567 |
1.6 |
17 941 |
71 |
ИНТЕРПРОМБАНК |
44 152 |
60 700 |
0.7 |
11 477 |
60 |
МОДУЛЬБАНК |
11 213 |
21 147 |
0.5 |
7 520 |
14 |
СБЕРБАНК РОССИИ |
207 375 |
34 567 |
6.0 |
5 868 |
70 |
ДЕРЖАВА |
70 063 |
177 159 |
0.4 |
5 635 |
59 |
ВОСТОЧНЫЙ |
79 428 |
38 561 |
2.1 |
3 667 |
68 |
ПРОМСВЯЗЬБАНК |
77 994 |
21 077 |
3.7 |
3 286 |
69 |
СВЯЗЬ-БАНК |
16 053 |
8 720 |
1.8 |
3 022 |
44 |
Источник: данные предоставлены сервисом БИТ. Тендер
Большинство банков для предоставления банковских гарантий требуют от клиента следующие документы:
- заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);
- копии учредительных документов (Устав, ОГРН, ИНН);
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- проект контракта и информацию о закупке.
Банк может оказать в получении банковской гарантии. Как правило, причиной такого отказа, может быть финансовое положение компании, либо наличие стоп-факторов но уже по конкретному контракту.
Комиссия за выдачу банковской гарантии зависит от величины гарантийной суммы и составляет от 2% до 10%. На размер комиссии влияет срок, на который выдается банковская гарантия, а также наличие либо отсутствие обеспечения.
В случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнитель закупки обязан предоставить новое обеспечение не позднее одного месяца со дня получения уведомления от заказчика. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в связи с исполнением поставщиком части обязательств по контракту.
Основное содержание банковской гарантии в случае, если ей обеспечивают заявку или исполнение контракта, представлено в табл. 5.
Таблица 5
Содержание банковской гарантии
Основное содержание банковской гарантии |
|
Обеспечение заявки |
|
Сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику (ст. 44 Закона №44-ФЗ) |
Сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом (ст. 96 Закона № 44-ФЗ) |
Обязательства принципала |
|
Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки |
|
Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику |
|
Срок действия банковской гарантии (не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок) (ст. 44 Закона № 44-ФЗ) |
Срок действия банковской гарантии (должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц )(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) |
Отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении |
|
Перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства от 08.11.2013 № 1005) |
|
Условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии |
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 приведены дополнительные требования к банковским гарантиям, а именно: «В банковской гарантии должно быть условие: о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта».
Одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, бенефициар направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность). Это происходит в том случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара.
Реестр банковских гарантий - это электронный ресурс, содержащий перечень банков и список выданных ими в обеспечение обязательств по выполнению муниципальных и госконтрактов банковских гарантий (п. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Изначально, создание единого Реестра банковских гарантий было обусловлено тем, что заказчики стали нуждаться в дополнительной правовой защите от недобросовестных поставщиков и организаций-гарантов.
Порядок функционирования данного реестра и регламент размещения сведений в Единой информационной системе (ЕИС) регулируется Правилами ведения и размещения в ЕИС в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях...».
Наличие информации о банковской гарантии в реестре свидетельствует о подлинности документа. Информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок. С 1 июля 2018 года эту информацию могут видеть только банки и заказчики в своих личных кабинетах на сайте ЕИС.
Согласно ст. 45 Закона №44-ФЗ, в реестре банковских гарантий должна содержаться следующая информация:
- наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или аналог идентификационного номера налогоплательщика (в соответствии с законодательством иностранного государства);
- наименование, место нахождения принципала, идентификационный номер налогоплательщика или аналог идентификационного номера налогоплательщика (в соответствии с законодательством иностранного государства);
- денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае, если участник закупки не исполнит требований Закона №44-ФЗ;
- срок действия банковской гарантии;
- копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий;
- иные сведения и документы из перечня, установленного постановлением Правительств РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Законодательство в сфере госзакупок постоянно меняется и совершенствуется с целью установления прозрачности и объективности заключения сделок. Обновление законодательства призвано повысить эффективность распределения денежных средств, выделяемых из бюджета для обеспечения государственных нужд. Банковская гарантия является страховкой эффективного и качественного исполнения контракта.
Специально для "Палюлин и партнеры"