ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

22 января 2021 7:46

Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д.

Если рассмотреть, что же является малым и средним бизнесом с юридической стороны, то для определения данного понятия и отграничения малого и среднего предпринимательства от крупного необходимо обратиться к соответствующим нормативно-правовым актам, содержащим понятие малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:

1) структура уставного либо складочного капитала;

2) средняя численность работников;

3) объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

Если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства.

Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве и Информацией Минэкономразвития России "Основной этап формирования реестра субъектов МСП - получателей мер поддержки начался с 1 октября 2020 года" ведение указанного реестра осуществляется ФНС России на основании информации, предоставляемой в т.ч. федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению.

Законодательство РФ предусматривает немало видов поддержки и льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для получения такой поддержки нужно обратиться с заявлением, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 N 113 "Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При этом для использования льгот или получения иной поддержки заявителю не требуется получать специальные документы, подтверждающие его право.

Во-первых, льготы для таких субъектов установлены в сфере налогообложения, предоставления статистических отчетов, бухучета и порядка ведения кассовых операций.

На основании ст. ст. 14 и 15 Налогового кодекса РФ субъекты РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать региональные и местные налоги, содержащие соответствующие льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако это не обязанность, а право соответствующих органов. Так, в п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" указано, что в случае, если налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства и дополнительно удовлетворяет ряду критериев, то налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика. Также в соответствии со ст. 346.20 НК РФ субъекты РФ вправе своими законами устанавливать налоговые ставки в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сфере, сроком на два налоговых периода непрерывно. Однако это касается лишь налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов.

Также в соответствии с ч. 1 - 3 ст. 5 Закона о малом и среднем предпринимательстве сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется раз в пять лет; в период между сплошными наблюдениями осуществляются лишь выборочные статистические наблюдения - путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства").

Кроме того, в соответствии с п. 2 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе, т.е. не сдавать их в банк, а хранить у себя в кассе.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" субъекты малого предпринимательства вправе вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Во-вторых, это создание рынка сбыта путем создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона о малом и среднем предпринимательстве при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Данной инфраструктурой является система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность и привлекаемых в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ и подпрограмм Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных программ и подпрограмм.

В-третьих, это финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 17 Закона о малом и среднем предпринимательстве субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В качестве приоритетных направлений финансирования выделяются: создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, оказание консультационной поддержки; создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг); поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в монопрофильных муниципальных образованиях; предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности, а также содействие развитию предпринимательства среди молодежи. Также к мерам государственной поддержки относятся имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров.

2016-2024 © PALYULIN.RU