Инсайдерская информации: зарубежный опыт (часть 2)

24 мая 2021 7:04

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЯПОНИИ

В Японии регулирование инсайдерской торговли было введено относительно давно. Уже в 1948 г. в рамках общего Закона о ценных бумагах и биржах (Securities and Exchange Law) впервые появились ограничивающие нормы. Однако существенных результатов данный закон не принес. В том же году была создана Комиссия по ценным бумагам Японии. После того как американцы покинули страну, ее полномочия были переданы Министерству финансов, т.к. независимая комиссия, не относящаяся ни к одной из политических структур, в Японии не прижилась. Следующим этапом в борьбе с инсайдерской торговлей стало принятие Закона о нарушениях на финансовых рынках (Financial Markets Abuse Act) в 1988 г. Его соблюдение отслеживалось Агентством финансовых услуг Японии, а также Комиссией по ценным бумагам и биржевому надзору. Законом был предусмотрен штраф в размере до 3 млн иен, а также лишение свободы до трех лет. Несмотря на это закон оказался неэффективным. В это время рынок ценных бумаг в Японии был слаборазвитым, на нем работали лишь профессионалы, которые выискивали всевозможные способы получения как можно большей прибыли. Более того, такая модель регулирования полностью соответствовала англосаксонской, которая не вписывалась в рамки японского законодательства. В последние годы случаи мошенничества с использованием инсайдерской информации в Японии участились. Один из самых громких скандалов произошел в 2012 г. и был связан с компанией Tiger Asia Partners. За использование инсайдерской информации при операциях с акциями Yahoo! Japan компанию оштрафовали на $816,5 тыс., этот штраф стал рекордным за такое нарушение в стране. К тому же после данного случая были приняты поправки к закону, согласно которым штраф за подобное правонарушение был увеличен до 5 млн иен, а срок тюремного заключения до пяти лет. Таким образом, тенденция к ужесточению законодательного регулирования инсайдерской торговли наблюдается не только в США, но и в Японии.

Китай и Индия

Рассмотрим эти особенности на примере Индии и Китая. Борьба против неправомерного использования инсайдерской информации в Индии началась в 1988 г., когда правительство учредило Совет по ценным бумагам и биржам (SEBI). Однако официально его статус был закреплен законодательно лишь в 1992 г., что сдерживало развитие данного института. Тем не менее SEBI потребовалось более 17 лет, чтобы дать точное определение термину «инсайдерская торговля», которое бы включало в себя не только действия сотрудников компании, но и других лиц. В настоящее время SEBI определяет инсайдеров как «любых лиц, в том числе корпоративных должностных лиц, директоров, сотрудников, друзей, деловых партнеров, членов семьи и других лиц, имеющих внутреннюю информацию, которая может повлиять на цены акций». Законодательство в Индии относительно инсайдерской торговли обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, для нарушителей предусмотрен штраф, который превосходит полученную прибыль в три раза. Во-вторых, наряду с основными штрафами за нелегальное использование инсайдерской информации возможны дополнительные, которые могут компенсировать тюремное заключение, т.е. позволяют избежать уголовного наказания. Кроме того, члены семьи директора или должностного лица, которые владеют ценными бумагами компании, должны раскрывать общественности информацию об изменениях в ценных бумагах холдингов.

Второй после США страной по объему фондового рынка является Китайская Народная Республика (без включения Китайской Республики (Тайваня) и особых административных округов Гонконга и Макао). В стране существует две основные фондовые биржи — Шанхайская и Шэньчжэньская, функционирующие с начала 1990-х гг. Вскоре после их образования возникла потребность в регулировании инсайдерской торговли, и в 1993 г. были введены первые законы такого рода, которые были разработаны с учетом наиболее эффективного в данной сфере американского законодательства. Следует отметить, что в Китае построение фондового рынка постоянно находилось под пристальным государственным контролем, в то время как, например, в России основы были заложены во многом стихийно. Рынок ценных бумаг контролируется Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая (CSRС). Несмотря на жесткость китайского законодательства в целом, комиссия начала усиленно бороться с инсайдерской торговлей только в последние годы. До этого данная проблема не рассматривалась всерьез. Ужесточение борьбы с инсайдерскими операциями сразу принесло свои плоды: за 2012 и 2013 гг. было зафиксировано 70 и 86 случаев незаконной торговли, что существенно выше показателей 2001–2005 гг., когда было выявлено только 3 случая. Безусловно, это не означает, что количество инсайдерских сделок в последнее время так значительно возросло, а свидетельствует о росте эффективности методов выявления неправомерного использования инсайдерской информации, применяемых комиссией. Строгость китайского законодательства в отношении борьбы с инсайдерской торговлей хорошо иллюстрирует один из самых известных случаев: в 2010 г. Хуан Гуанюй — предприниматель и самый богатый человек в Китае — был приговорен к 14 годам лишения свободы, а также к выплате штрафа в размере $88 млн за совершение инсайдерских сделок на фондовом рынке.

Автор

Алиев Мамед Ахмедович

2016-2024 © PALYULIN.RU