Как можно вернуть свои деньги, если вы стали жертвой мошенничества при покупке через интернет?

16 января 2019 11:18

Разбираем тему на конкретном примере читателя нашего блога. Наш читатель купил дорогостоящую технику через интернет, заключил договор с юридическим лицом (возможно, подставным), но ни к обозначенной дате, ни позже покупка не была доставлена, а продавец перестал выходить на связь. Понесенный ущерб — более трехсот тысяч рублей. Посоветуйте, какие шаги можно предпринять, действуя в рамках закона, чтоб вернуть свои деньги поскорее. Можно ли параллельно с заявлением в полицию и со следствием обратиться в частом порядке к юристам за помощью по возврату средств?

Подробный ответ на вопрос читателя дала ведущий юрисконсульт юридической компании «ЮСТ.АС» Кочеткова Наталия: «С юридической точки зрения говорить о мошенничестве рано, поскольку признать его можно таковым только после вступления решения суда в силу. Утверждение о том, что юридическое лицо является подставным, то есть у него изначально был умысел нарушить договорные обязательства, является предположением, а не фактом. Из описанной ситуации следует, что техника не была доставлена покупателю, что говорит о прямом нарушении договорных обязательств. Таким образом, покупатель вправе одновременно обратиться с заявлением в полицию и предъявить гражданский иск в суд.

Привлечение к уголовной ответственности — процесс длительный. Более того, поскольку доказательства того, что совершено преступление зачастую отсутствуют, а также в связи с большой загруженностью правоохранительных органов, в большинстве случаев полиция отказывает в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

Если же уголовное дело все-таки будет возбуждено, то это может ускорить возврат денежных средств.

Параллельно с обращением в полицию рекомендуем покупателю обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с целью принудительного взыскания денежных средств. В данном случае покупателю следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ и законом РФ «О защите прав потребителей».

Перед обращением в суд необходимо направить продавцу претензию с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств с указанием срока возврата и реквизитов оплаты. Претензию нужно направить ценным письмом с описью вложения.

В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1 и п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом при отказе потребителя от товара, продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В случае если денежные средства не будут возвращены в сроки, установленные претензией, покупатель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Кроме требований, изложенных в претензии, покупатель вправе в исковом заявлении предъявить требования о возмещении морального вреда, а также расходы на оплату услуг представителя. Государственную пошлину при подаче иска в суд платить не нужно.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

2016-2024 © PALYULIN.RU