ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (РОССИЙСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)

6 ноября 2020 12:33

Защита интеллектуальных прав авторов от недобросовестной конкуренции имеет масштабные задачи, связанные с применением мер правовой, экономической, социальной, культурной охраны объектов исключительных прав не только в России, но и далеко за ее пределами.

Проведенный анализ показал, что вплоть до XIX в. в России не существовало понятия авторского права, таким образом, неимущественные права граждан охране не подлежали.

Официальные упоминания о зарождении авторского права относятся к концу 1820-х годов; при этом оно неразрывно связано с цензурой. Первым официальным документом в России, регламентирующим вопросы правовой охраны авторских прав, явилось высочайше утвержденное Положение от 22 апреля 1828 г. "О правах сочинителей". На основании соблюдения условий Цензурного устава автор обладал авторскими правами на свое произведение, срок охраны которого равнялся всей продолжительности его жизни и в течение 25 лет после смерти. В случае нарушения условий Цензурного устава автор терял все права на свое произведение.

Данный закон действовал в Российской империи вплоть до конца XIX в., когда стала очевидна его неэффективность: в стране активным образом процветала фальсификация товаров и услуг.

С целью совершенствования нормативно-правового регулирования защиты авторских прав в 1911 г. был принят высочайше утвержденный одобренный Государственным советом и Государственной Думой Закон от 20 марта 1911 г. "Об авторском праве", который впервые в мировой практике смог объединить в одном документе основные аспекты защиты литературного, художественного, музыкального и фотографического права.

Европа начиная примерно с 1860-х годов XIX в. также стала вести активную работу по защите авторских прав от недобросовестной конкуренции.

В результате проведенных мероприятий была принята Бернская конвенция (далее Конвенция) об охране литературных и художественных произведений, подписанная в 1886 г. в Швейцарии. Именно этот документ послужил отправной точкой в защите исключительных прав иностранных авторов на их произведения в сфере интеллектуальной собственности.

В частности, Конвенцией было определено соблюдение трех основных правил охраны объектов интеллектуальной собственности, а именно: принцип "национального режима", которым предусматриваются равнозначные права авторов на охрану своих произведений в каждой из стран участниц Конвенции; принцип "автоматической охраны", подразумевающий получение автором охраны своего произведения без осуществления каких-либо формальностей; принцип "независимости охраны", который означает, что защита произведению предоставляется независимо от наличия охраны в стране происхождения такого произведения . При этом хотелось бы отметить, что в случае, если государством, где было создано произведение, регламентирован более продолжительный срок охраны авторских прав по сравнению с минимальным сроком, определенным в Конвенции, после его окончания в охране такого произведения может быть отказано.

Минимальный срок охраны авторских прав, согласно Конвенции, равнялся всей продолжительности жизни автора и по происшествии 25 лет после его смерти. Однако впоследствии минимальный срок охраны исключительных прав авторов изменился и составил 50 лет после смерти автора.

Данный аспект, безусловно, можно назвать большим успехом в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, поскольку гарантировалась достаточно продолжительная охрана прав автора после его смерти.Рассматриваемые положения позволили авторам достаточно свободно осуществлять оформление своих прав на произведения и использовать их в любом из 176 государств, подписавших Конвенцию на сегодняшний день.

Россия, однако, присоединилась к Бернской конвенции лишь в 1994 г. В настоящее время наша страна является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, главная задача которой заключается в охране объектов интеллектуальной собственности во всем мире, а также взаимодействии с Бернским союзом государств, ведущих работу по вопросам защиты интеллектуальных прав.

Как показали проведенные исследования, на законодательном уровне в нашей стране на протяжении многих лет не было уделено должного внимания вопросам защиты прав авторов от недобросовестной конкуренции, более того, практически полностью отсутствовала инициатива государства в решении проблем при нарушении правовых и административных аспектов авторского права.

Такое упущение в масштабах нашего государства может быть связано в первую очередь с недооценкой степени важности, актуальности и необходимости защиты объектов интеллектуальной собственности; отсутствием понимания как на законодательном уровне, так и непосредственно производителями, что объекты интеллектуальной собственности уже давно являются определяющим фактором научно-технологической и информационной степени развития любого современного общества.

Здесь хотелось бы отметить, что Россия, в отличие от таких стран, как Германия, Франция, Япония, Швеция, США, и др., вплоть до 2002 г. не имела единого государственного органа, осуществляющего борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Лишь с принятием распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2002 г. N 1853-р, был утвержден состав Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. И только спустя три года было принято решение о ее преобразовании, определении статуса правовой охраны и использовании объектов интеллектуальных прав (в настоящее время - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1166).

В настоящее время в России законодательно предусмотрен следующий перечень мероприятий, вступающих в силу вследствие неправомерного нарушения авторских прав, а именно:

- общие меры гражданско-правовой защиты (ст. 1252 ГК РФ), предусматривающие возмещение ущерба и уплату штрафа;

- применение для нарушителя авторских прав так называемого "оборотного" штрафа, составляющего от 1 до 15% от суммы выручки, полученной вследствие реализации контрафактной продукции;

- меры административной ответственности, предусматривающие: выдачу предписаний, предостережений, предупреждений; возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства; обращение с исками в арбитражный суд.

Однако, несмотря на принятые сегодня меры, действия, предпринимаемые правительством нашей страны для борьбы с контрафактной продукцией на протяжении нескольких десятков лет, имели запоздалый характер, по сравнению с развитыми в вопросах защиты авторских прав странами.

При этом применение рассматриваемых норм на практике показало недостаточную правовую защиту авторов против недобросовестной конкуренции, отсутствие в полной мере законодательно установленного механизма защиты коммерческой тайны и т.д.

Утечка высококвалифицированных кадров, труд которых не был оценен в нашей стране по достоинству, также повлияла на состояние научно-технической базы и совершенствование институтов, занимающихся развитием интеллектуальных технологий. Анализ подготовки ведущих специалистов в своей области показал, что не всегда на выходе из вузов страны можно получить достойного кандидата, хорошо разбирающегося в вопросах охраны и защиты объектов интеллектуальных прав.

Кроме того, уменьшение продолжительности изучения дисциплин вследствие сокращения общих сроков обучения (в настоящее время - до 4 лет) также не способствует укреплению технологического потенциала нашей страны.

Таким образом, можно сказать, что в России складывается устойчивая тенденция негативных явлений, связанная с нарушением прав авторов в отношении объектов исключительных прав. Более того, государство ежегодно несет многомиллионные убытки вследствие неэффективной борьбы с недобросовестными конкурентами.

В данном случае опыт обращения к международной практике осуществления охраны исключительных интеллектуальных прав может являться для нашей страны особенно полезным.

Проведенный анализ становления и реформирования системы современного авторского права европейских стран, а также таких стран, как Канада и США, показал, что в каждом государстве существуют свои особенности защиты от недобросовестной конкуренции, закрепленные на законодательном уровне.

Канаду возможно отметить в качестве показательного примера реформирования системы защиты авторского права, которой предусматривается:

- придание законной силы необходимости копирования произведений в личных целях;

- увеличение пределов свободного применения произведений для образовательных, научно-исследовательских и информационных аспектов;

- применение произведений авторов для создания произведений искусства комического, сатирического характера, а также ремиксов.

В отличие от США и многих европейских стран, Канада имеет положительный опыт использования механизма защиты авторских прав от недобросовестной конкуренции относительно сиротских произведений. Такая норма была принята в стране в 1988 г. и действует до сих пор.

Данное соглашение является документом, предусматривающим механизм выдачи патентов на авторские изобретения. Такие патенты в любой стране - участнице Конвенции имеют равные условия, наряду с национальными патентами.

Рассматриваемая система имеет как достоинства, так и недостатки:

- единые требования проверки заявок на изобретения в странах - участницах Конвенции;

- значительные финансовые издержки автора, связанные с оплатой пошлин, переводом патента на другие языки и т.д. (при этом стоимость европейского патента может равняться стоимости нескольких национальных патентов);

- необходимость внесения информации о получении патента в соответствующих ведомствах всех стран - участниц Конвенции.

Учитывая представленные замечания, 17 декабря 2012 г. было принято решение о выдаче единого патента Евросоюза, предоставляющего право охраны изобретений на территории 25 стран-участниц.

Для того чтобы такой патент был выдан автору изобретения, необходимо прохождение одной дополнительной процедуры, заключающейся в сообразности единого европейского патента установленным нормам и требованиям, а также подаче соответствующего запроса в Европейское патентное ведомство.

Здесь хотелось бы отметить несомненное преимущество единого патента Евросоюза, который подтверждает соответствие всех необходимых требований и критериев патентоспособности созданного изобретения, не требуя при этом необходимости его перевода на другие языки, а значит, способствует экономии времени и финансовых затрат автора.

Другая система защиты прав правообладателей от недобросовестной конкуренции называется евразийской и действует на территории 9 стран, в том числе и России, подписавших Евразийскую патентную конвенцию.

Данная система направлена на предоставление охраны прав правообладателя от недобросовестной конкуренции на основании евразийского патента.

Для того чтобы создатель своего произведения смог получить патент, необходимо пройти процедуру регистрации заявки, подтверждающей соответствие всем установленным требованиям.

По итогу рассмотрения заявки выносится решение о выдаче патента, т.е. подтверждение соответствия изобретения установленным критериям патентоспособности, либо отказ в регистрации такого изобретения.

Европейский и евразийский патенты предоставляют автору право охраны его изобретения на протяжении 20 лет. При этом ежегодно патентообладатель должен уплачивать пошлину за осуществление охраны его патентных прав для каждой из стран, где планируется получение такой охраны.

Рассматриваемые патентные системы защиты авторских прав имеют как схожие характерные черты (например, внутреннее устройство патентных организаций), так и различия. В частности, в случае положительного решения о выдаче патентов Европейским патентным ведомством заявителю может быть выдано несколько национальных патентов, действующих независимо друг от друга.

Получение Евразийского патента означает получение охранного статуса произведения автора на территории всех стран - участниц Евразийской конвенции. Большим плюсом рассматриваемой патентной системы охраны является отсутствие обязательного предоставления перевода патента на несколько языков, который осуществляется только по специальному запросу.

Проведенные исследования показали неутешительные для России результаты, касающиеся подачи международных патентов.

Согласно полученным данным Россия в период с 2014 по 2019 г. по числу поданных заявок на международные патенты занимает лишь 21 место.

При этом согласно статистике в области патентных заявок, которые были поданы резидентами стран в иностранные патентные ведомства в 2017 г., первые места занимают США (293 904), Япония (260 290) и Германия (103 062), в то время как Россия замыкает лишь второй десяток (4 692).

Кроме того, за период с 2014 по 2017 г. общий объем заявок, поданных гражданами Российской Федерации в иностранные патентные ведомства, в 10 раз ниже количества заявок, поданных в Роспатент.

Представленная ситуация говорит о том, что на мировом рынке Россия обладает достаточно ослабленными позициями. При этом отрыв ведущих мировых держав является весьма существенным для того, что сократить его в ближайшее время.

Для запуска механизмов защиты прав правообладателей от недобросовестных конкурентов представляется целесообразным постепенное введение следующего комплекса мероприятий:

- участие России в новых международных договорах по авторскому и патентному праву, которые приведут к развитию и совершенствованию базы российского законодательства;

- использование положительного международного опыта в системе охраны и защиты прав российских авторов;

- привлечение высококлассных специалистов в своей области и создание необходимых условий, направленных в конечном счете на поддержку и развитие научно-технического прогресса страны.

2016-2024 © PALYULIN.RU