ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС

2 ноября 2020 17:43

Не удивительно, что в Трудовое законодательство вносят изменения. Новые жизненные условия диктуют новые правила, которые законодательство не может не учитывать.

Дистанционная работа

Отзыв Правительства РФ на законопроект N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы" и заключение правового управления Государственной Думы РФ, подготовленное к рассмотрению законопроекта в первом чтении, свидетельствуют о его сыроватости и рассогласованности некоторых положений, что не должно помешать его окончательному принятию с учетом незначительных корректировок.

Предлагаемые изменения положений Трудового кодекса о дистанционной работе, которая по воле законодателя теперь приобретает второе, более привычное название "удаленная", - это не результат естественной эволюции норм о дистанционной работе, а реакция на ситуацию, сложившуюся в сфере трудовых отношений в период пандемии коронавируса. Если в действующей редакции нормы главы 49.1 Трудового кодекса регулировали очень специальную и довольно узкую сферу трудовой деятельности, то предлагаемые изменения сформулированы так, что в значительной степени стирают различия между дистанционной и очной работой.

Например, часть 1 действующей редакции статьи 312.4 предусматривает право работника самостоятельно устанавливать себе режим рабочего времени и времени отдыха, если иное не предусмотрено трудовым договором, однако вводимая законопроектом в указанную статью часть 3 говорит о том, работник и работодатель устанавливают конкретное время выполнения работником трудовой функции без указания на диспозитивность данной нормы. Вероятно, данная формулировка законопроекта может лишить дистанционную работу одной из ее главных особенностей - выполнение работы в любое удобное для работника время.

Законопроектом предусматривается упрощение порядка ведения документооборота работодателя с работником, в том числе ввиду отмены обязательного использования усиленных квалифицированных подписей. Данное изменение стоит поприветствовать как исключение излишне строгой регламентации в вопросе, не несущем существенного риска для сторон трудового договора.

Что действительно важно и должно быть оценено положительно, так это отмена возможности расторжения трудового договора с дистанционным работником по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Теперь увольнение дистанционного работника будет возможно лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, что, несомненно, повысит защищенность дистанционных работников. Странно, что законодатель не захотел аналогичным образом защитить и надомников, предусмотрев лишь, что нормы о дистанционной работе могут распространяться на труд надомников, но только по соглашению сторон трудового договора.

Будем надеяться, что вводимые в связи с пандемией положения о временной дистанционной работе (ст. 312.6 в редакции проекта) никогда больше не пригодятся, а вот на широкое внедрение работодателями комбинированной уделенной работы (планируемая ст. 312.9) наоборот будет введено. Внедрение такого режима работы, если работодатели не будут рассматривать его единственно как основание для снижения размера оплаты труда, приведет к большей гибкости отношений между работодателями и работниками, что позволит каждому из них получить преференции: больше личного времени и удобный график для работника, снижение издержек на содержание рабочих мест и повышение работоспособности трудового коллектива для работодателя.

Компенсация морального вреда

Законопроект N 107775 о внесении изменений в Трудовой кодекс в части установления самостоятельного срока на предъявление работником работодателю требований о возмещении морального вреда в случае нарушения его трудовых прав находится на стадии общественного обсуждения, однако сомнений в его скором принятии нет.

Дело в том, что данный законопроект принят в рамках указания Конституционного Суда РФ внести изменения в трудовое законодательство.

Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу гражданина, признал положения ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса частично не соответствующими Конституции РФ. По мнению суда, нормы трудового законодательства не должны препятствовать работнику обратиться в суд с требованиями к работодателю о возмещении морального вреда уже после того, как суд установит факт нарушения трудовых прав работника.

Этим же Постановлением Конституционный Суд РФ определил, что в период до внесения законодателем соответствующих изменений в Трудовой кодекс требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, может быть заявлено работником как одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав, так и в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

Позиция Конституционного Суда полностью отражена в рассматриваемом законопроекте с уточнением о том, что требования работника о компенсации морального вреда рассматриваются судами.

Рассмотренные изменения безусловно оправданны и улучшают положение работников без какого-либо встречного ухудшения положения работодателя, однако стоит отметить, что предлагаемые изменения не дают работнику, обратившемуся в комиссию по трудовым спорам, равных прав с работником, отстаивающим свои права в суде. Надеюсь, что данное упущение будет исправлено на стадии общественного обсуждения законопроекта.

Оценка здоровья и возраста работника при приеме на работу

Изменения Трудового кодекса, предлагаемые законопроектом N 107810 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)" не влекут изменений в непосредственных трудовых отношениях между работодателями и работниками. Планируемые изменения призваны систематизировать и упорядочить трудовое законодательство.

Законопроект указывает, что понимается под обязательными требованиями в сфере труда: это установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами требования, которые связаны с осуществлением деятельности работодателем, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных актов, привлечения к административной ответственности, предоставления аккредитации, иных форм оценки и экспертизы. Приведен перечень таких обязательных требований.

Законопроектом предусмотрено, что устанавливаются (изменяются, отменяются) обязательные требования в сфере труда международными договорами РФ, решениями международных организаций и конференций, Трудовым кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Также в законопроекте указано, что обязательные требования в сфере труда, содержащиеся в правовых актах СССР и РСФСР, применяются в части, не противоречащей законодательству РФ.

Проекты новых нормативных правовых актов в отношении обязательных требований в сфере труда, согласно предлагаемой проектом концепции, будут направляться на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (профессиональным союзам работников и объединениям работодателей).

2016-2024 © PALYULIN.RU