Интервью с юристом: отвечает Данила Исаков, юридическое бюро "Палюлин и партнеры"
Как вы решили стать юристом?
Я решил стать юристом в 9 классе. Поскольку у меня были отлично выражены аналитические способности, я подумал, что именно в профессии юриста мне удастся наиболее широко их раскрыть и применить
Какие дела для вас самые интересные?
Я считаю, что настоящий юрист должен хорошо ориентироваться во всем законодательстве. И при этом особенно хорошо разбираться в нескольких определенных отраслях права. Мне, например, наиболее интересно гражданское право, арбитраж, семейное, трудовое право, а также защита прав потребителей.
Что было самым сложным на вашем профессиональном пути?
Я осознал сложность профессии юриста, когда учился в университете. Я быстро понял, что для того, чтобы стать настоящим юристом - лекций и семинаров недостаточно. Ввиду огромного объема законодательства, порой очень сложно разобраться в каком-либо вопросе, и при этом не запутаться. Приходилось очень много заниматься самостоятельно. Могу сказать, что в период обучения – 70% знаний я получил через самообразование, а 30% - через, собственно, образование.
Я также осознал, что найти работу начинающему юристу - тоже проблема.
Во-первых: вакансий помощников юристов достаточно, вот только далеко не всегда это реально юридическая работа (например, это может оказаться юридический курьер, «завлекатель» клиентов по телефону и т.п.).
Во-вторых: даже если удалось найти место именно помощника юриста, важно, чтобы фирма была не слишком узкоспециализированной на определенной категории дел. Да, ты конечно будешь отлично разбираться в этой отрасли, но придётся забыть о разносторонности. Из-за этого возникнут трудности с устройством на другое место, где занимаются несколькими категориями дел. Я же считаю, что юристу мало быть специалистом в одной отрасли права – нужно постоянно расширяться и развиваться.
В-третьих: наконец, важно, чтобы и зарплата была как минимум «достойная».
В «Палюлин и партнеры» я нашел свое место – здесь я занимаюсь настоящей юридической деятельностью, фирма ориентирована на решение множества различных правовых вопросов, и платят хорошо.
Вы много работаете?
Работаю 8 часов в день, как и любой среднестатистический гражданин.
Как отдыхают юристы?
В свободное время отдыхаю с семьей. Стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме.
Есть ли в вашей профессии место креативу?
Среди официальных документов особо не покреативишь. В основном креатив заключается в нестандартном решении задач, когда открываешь новые способы и возможности для урегулирования проблемы.
Как распознать действительно хорошего юриста, к которому можно обратиться за юридическими услугами?
Хороший юрист не ставит своей приоритетной целью заработать как можно больше денег с клиента, а прежде всего, помочь ему решить свою юридическую проблему. Деньги – это, конечно, хорошо, но всему нужно знать рамки.
Расскажите интересные случаи из вашей юридической практики.
Однажды я был представителем работника по трудовому спору, который работал в известном магазине H&M. Это было мое второе дело, я тогда был еще недостаточно опытен.
Суть в том, что по трудовому законодательству, работник по заявлению может потребовать у работодателя любые необходимые документы, связанные с работой, и в течение 3-х дней работодатель обязан их предоставить. Работнику же, были нужны некоторые справки, но работодатель не собирался принимать заявление и выдавать что-либо.
Тогда я отправил заявление ценным письмом с описью на адрес работодателя, чтобы зафиксировать подачу и использовать как доказательство неисполнения работодателем своих обязанностей. Но справки все равно не были предоставлены.
На всякий случай, я решил сходить к директору магазина, чтобы лично попробовать вручить заявление, но в ответ лишь выслушал нелицеприятные слова в свой адрес.
Тогда пришлось обращаться в суд. Доказательством была квитанция с описью об отправке почтой. Но как выяснилось на заседании, заявление было отправлено по ненадлежащему адресу, так как у организации сменился адрес. Тут дело из выигрышного превратилось в проигрышное. Вдруг, я вспомнил, что когда ходил на прием к директору - наш разговор записывался на диктофон (скрытно). Но судья и юрист от H&M были категорически против приобщения и прослушивания данной аудиозаписи, ссылались на недопустимость доказательства, как полученного в нарушении закона (мол, скрытно нельзя записывать). Заседание было отложено.
При подготовке к следующему заседанию, я потратил очень много времени, чтобы все же как-нибудь «протащить» эту аудиозапись, ведь там четко зафиксирован отказ, да и еще поток хамства в мою сторону. И однажды, я наткнулся на только что принятое определение Верховного суда, в котором рассматривалось почти аналогичное дело, где основным доказательством была как раз скрытая запись диктофона. Что удивительно, это определение вышло как раз в период моего дела – прям как с неба свалилось к ногам - это было то, что нужно!
На втором заседание я предоставил найденное определение. И хотя ответчик по-прежнему категорически возражал, судья, наконец склонилась - согласилась прослушать запись. После получаса жарких прений, судья ушла в совещательную комнату для принятия решения.
Какого же было мое удивление, когда я услышал – требования истца удовлетворить полностью, при этом с ответчика был взыскан колоссальный для такого дела моральный вред – 10 000 руб. (обычно взыскивается до 1 000 руб.).
Таким образом, тогда еще простому студенту ВУЗа, удалось выиграть у крупнейшей в Европе розничной сети по торговле одеждой, со свои штатом юристов - дело в суде. При этом, главным и единственным доказательством была аудиозапись диктофона. Учитывая, что суды крайне неохотно приобщают такие доказательства – стоило больших усилий заставить суд изменить свое мнение в нашу пользу, перевернув проигрышное дело обратно в выигрышное.