Преобразование министерства образования и науки РФ

13 июля 2018 18:00

Источник: Юрист вуза

В связи с Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти», подписанным Президентом Российской Федерации В. Путиным 15 мая, Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

В компетенцию Министерства просвещения войдут вопросы общего образования, тогда как второе ведомство будет отвечать за высшие учебные заведения и развитие науки в целом. Из целей и задач нового министерства следует, что его деятельность будет разделена на две части: курирование вузовской и академической наук.

Министерство просвещения возглавила глава преобразованного Минобрнауки Ольга Васильева, Министерство науки и высшего образования — Михаил Котюков, руководитель упраздненного Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

Как сообщила Пресс-служба Минобрнауки России, новых министров коллективам Минобрнауки России и ФАНО представила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Она обозначила стратегические задачи, стоящие перед новыми ведомствами, среди которых реализация 12 приоритетных национальных проектов в сфере образования и науки.

— Есть собственные национальные приоритеты в сфере образования и в сфере науки, но еще есть сопряженные и главные для всех нас и для страны приоритеты — это демография и цифровизация всех сфер, включая образование и науку. Это большие глобальные задачи, которые нацелены на улучшение жизни и благополучия наших граждан, на изменение в положительную сторону всех социально-экономических показателей уровня жизни, качества образования, научных исследований и так далее, — заявила Т. Голикова.

Она также обозначила сроки, в которые должны быть представлены предложения по работе двух ведомств: “Для всех нас это очень серьезный вызов и очень амбициозные задачи на предстоящую шестилетку. И мы с вами уже к 1 октября этого года должны представить на Совет при президенте по приоритетным проектам все наши предложения уже сформулированные — и в деньгах, и в сроках, и в показателях — для того, чтобы выйти на те цели и задачи, которые сегодня стоят перед страной. Это будет непросто, это будет сложно, поэтому я считаю, что формирование команд, дружественная среда в нашем социально-экономическом блоке — это важно, потому что если работают единомышленники, значит все получается, значит мы с вами реально достигли тех задач и целей, которые перед нами поставил Президент в своем Послании”. Т. Голикова обратила особое внимание на то, что инициативы министерств должны широко обсуждаться с обществом.

— Все наши инициативы, мероприятия, которые нужно будет в социально-чувствительных сферах реализовывать, должны обсуждаться с гражданским обществом, с экспертами наших сфер, и, конечно, с непосредственным потребителями услуг — с населением, поскольку для них мы работаем и осуществляем нашу деятельность, — заметила она.

— Чрезвычайно важно, чтобы работа по разделению компетенций, формированию новых положений о министерствах никоим образом не затронула деятельность учреждений, которые находятся в ведении упраздненных Минобрнауки России и Федерального агентства научных исследований. Не может быть перебоев финансирования, не может быть проблем, связанных с выплатой заработной платы, обеспечением деятельности их структур, — заключила заместитель Председателя Правительства.

В свою очередь, Министр просвещения О. Васильева отметила историческую преемственность структуры созданного ведомства: «Сразу хочу сказать, что для нас, тех, кто останется работать в Министерстве просвещения, — это очень большая честь. Впервые словосочетание Министерство просвещения прозвучало в нашей стране в 1802 г. — в период министерских реформ Александра I. И фактически с некоторыми изменениями было до 1988 г. Историзм, который фактически преемствуется, очень важен”.


– Я очень надеюсь, Татьяна Алексеевна, что мы будем конструктивно работать, я понимаю, что перед нами тяжелый период, и самое важное, мы это знаем, не допустить никаких социальных сбоев, связанных с зарплатой наших преподавателей высшей школы, потому что это огромная армия научных сотрудников. Раньше это была зона ответственности некогда единого министерства, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы никаких сбоев не произошло, — заверила глава Министерства просвещения Российской Федерации.

О. Васильева подчеркнула, что структурные перемены не скажутся на текущей работе ведомств.

— Я очень надеюсь на конструктивную работу всех коллег и хочу заверить вас, Михаил Михайлович, что будем помогать изо всех сил, чтобы мы прошли этот путь. Мы предполагаем, что это будет не один месяц, но сделаем это как можно четче, быстрее, чтобы, самое главное, работа новых ведомств никак не буксовала, — заключила Ольга Юрьевна.

М. Котюков в своем выступлении также сделал акцент на предстоящее конструктивное сотрудничество двух ведомств: «Наука и образование связаны очень тесно и не могут друг от друга не зависеть. И мне бы очень хотелось, чтобы мы вступили в конструктивное отрудничество, и во всех задачах, сферах, которые будут объединять наши министерства, нашли очень равильные механизмы для завершения всех инфраструктурных изменений. Абсолютно согласен с Ольгой Юрьевной: вопросы общего образования, профессионального образования также очень тесно переплетены. Уверен, мы выстроим добрые конструктивные товарищеские отношения между нашими сферами”.

***

Преобразование Министерства образования и науки прокомментировал Антон Палюлин, управляющий партнер юридического бюро “Палюлин и партнеры”.

— Указом Президента РФ Владимира Путина Министерство образования и науки РФ было разделено на Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования.

В функции ушедшего в историю Министерства образования и науки входили правовое регулирование и выработка государственной политики в сферах образования, науки, инноваций и связанных с ними наукоградов и научных центров, молодежной политики, социальной защиты учащихся и интеллектуальной собственности. Этот, безусловно, емкий предмет регулирования, был разделен между двумя новыми министерствами.

Министерству просвещения будут делегированы полномочиями по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, оказании государственных услуг и управлению государственным имуществом в области образования: общего, среднего специального, дополнительного, социальной политике в отношении учащихся.

Министерство просвещения РФ самим своим названием отсылает нас к Министерству народного просвещения Российской империи, образованному манифестом Александра I от 8 (20) сентября 1802 г. Министерство народного просвещения ведало составлением уставов университетов, средних и низших учебных заведений и библиотек, а также созданием новых образовательных учреждений.

Как видим, новое Министерство просвещения РФ не будет заниматься высшими учебными заведениями. Функции по выработке и реализации государственной политики в области высшего и послевузовского образования, инноваций и науки, создании и функционировании наукоградов и государственных научных центров переданы Министерству науки и высшего образования РФ. Таким образом, мы видим факт отделения школы от университета. Система непрерывного образования от общего обязательного образования через высшее к послевузовскому (аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре и далее к докторантуре) прерывается. Связано это с необходимостью распространения прикладного образования и углублению теоретической подготовки выпускников dысших учебных заведений.


Увеличение количества вузов, распространение негосударственного образования с конца 1990-х гг. неуклонно снижало качество образование. Усугубляло ситуацию то, что деканатам вузов с платным образованием было невыгодно исключать студентов за неуспеваемость, если те исправно оплачивали обучение. Качество высшего образования девальвировалось и перестало цениться. Распространение плагиата в диссертациях соискателей степеней кандидата и доктора наук примерно в тот же период обесценило ученые степени, но было выправлено недавним сокращением ученых советов при вузах и ужесточением правил защиты диссертаций.

Разделение министерств и отделение среднего образования от высшего и послевузовского профессионального образования — продолжение политического курса, который, во-первых, восстановит авторитет высшего образования, во-вторых, восстановит ценность среднего специального образования и распространит его в среде молодежи, желающей получить прикладные знания в своей будущей профессии. Такой шаг можно назвать отходом от советской научной школы в пользу школы западной, базирующейся на разделении между колледжем (средним профессиональным образованием) и университетом (высшим профессиональным образованием).

Вместе с тем разделение министерств создаст здоровую конкуренцию между абитуриентами, усложняя получение преференций при поступлении абитуриентам, прошедшим обучение в школах и лицеях при вузе. Результат такой реформы, как обычно, покажет время.

2016-2024 © PALYULIN.RU