Анализ: что сулит депутатский законопроект «О цифровых финансовых активах»

25 мая 2018 1:39

Источник: blockchain.ru

22 мая в первом чтении были одобрены три законопроекта, напрямую затрагивающих сферу криптовалют и блокчейна, среди которых – базовый для отрасли законопроект «О цифровых финансовых активах». К ним был предложен ряд поправок, однако уже сейчас ясно, что в том или ином виде эти законопроекты будут определять будущее отрасли в России. Мы предложили юристам из бюро «Палюлин и партнеры» повнимательнее присмотреться к тому, что предлагается нашими законодателями.

Итак, 20.03.2018 года в Государственную думу депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым был внесен депутатский законопроект №419059-7 «О цифровых финансовых активах». Этот проект регулирует отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Согласно законопроекту цифровой финансовый актив – это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта и токены. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.

В законопроекте также определяются, в том числе: понятийный аппарат, включающий, в числе прочего, такие понятия, как "цифровая транзакция", "майнинг", "криптовалюта", "токен", "смарт-контракт" и др., особенности выпуска токенов, обращения цифровых финансовых активов. В частности, предусматривается, что владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории РФ, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Предоставленный законопроект является своего рода неким компромиссом между вариантами, разработанными Минфином и ЦБ РФ. По тексту законопроекта криптовалюты и токены не станут средством платежа, однако будут признаны имуществом.

Следует отметить иные интересные аспекты этого документа.

1. Как и проект Банка России, внесенная в Госдуму версия Проекта Федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» в статье 4 разрешает обменивать на рубли и иностранную валюту лишь токены. Следует отметить, что это будет лишь только общим правилом, так как появится вскоре новое положение от ЦБ РФ, в котором оно же должен будет установить

а) перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов;

б) порядок и условия их совершения в России.

Как помним, Минфин в своем законопроекте хотел разрешить обменивать цифровые финансовые активы одного вида на другой, а также на рубли РФ, иностранную валюту или иное имущество.

2. Проводить сделки (осуществлять обмен) станет возможно лишь через специальных операторов. В этом качестве планируют привлекать:

- организаторов торговли (статья 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»);

- брокеров;

- дилеров;

- управляющих ценными бумагами (ст. 5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг»).

В отличие от вышеуказанного перечня, Проект Минфина включал в этот перечень еще и форекс-дилеров, а в тексте ЦБ РФ говорилось не только об организаторах торговли, но и обо всех профучастниках рынка ценных бумаг.

3. В соответствии со ст.3 Проекта Федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» предельную сумму для покупки токенов одного выпуска для неквалифицированного инвестора по законопроекту определит Банк России. Ранее ЦБ РФ и Минфин в своих законопроектах предлагали установить такой лимит в 50 (пятьдесят) тысяч рублей.

4. В отличие Минфина и ЦБ РФ, которые в своих законопроектах безальтернативно определяли, что майнинг – это всегда предпринимательская деятельность., проекта Федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» в статье 2 вносит в определение майнинга оговорку. Майнинг считается бизнесом, если майнер и (или) валидатор (юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций) в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, которые установит правительство России.

Проводя правовой анализ положений законопроекта №419059-7 «О цифровых финансовых активах», Комитет Государственной Думы по финансовому рынку 17 мая 2018 года делает следующие основные замечания (уточнения) к проекту:

    Содержание проекта не соответствует его предмету. Например, к разновидностям цифровых финансовых активов предлагается относить криптовалюту и токен, в то же время значительная часть положений проекта направлена на регулирование отношений только с использованием токена, включая его обмен на рубли и иностранную валюту, норм, касающихся оборота криптовалюты, осуществления прав и исполнения обязанностей по смарт-контрактам законопроект не содержит.
    В проекте однозначно не определена правовая природа цифровых финансовых активов и место проектируемого федерального закона в системе законодательства Российской Федерации.
    Законопроектом цифровые финансовые активы рассматриваются в качестве особого вида имущества (имущества в электронной форме, созданного с использованием криптографических средств), оборот которого осуществляется с применением технологий, основанных на системе соответствующих цифровых реестров, и заключением смарт-контрактов, то есть договоров, условия которых представлены в виде автоматически исполняемого компьютерного кода. Таким образом, имеется ряд существенных особенностей оборота цифровых финансовых актов как объектов гражданских прав, что обусловливает необходимость специального регулирования, прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации, нормы которого имеют приоритет перед нормами гражданского права, содержащимися в иных федеральных законах. Данный подход позволит избежать проблем в правоприменительной практике при дальнейшем использовании цифровых финансовых активов в гражданском обороте.
    Предложенная законопроектом формулировка «имущество в электронной форме» не отвечает требованиям ясности и определенности. Кроме того, учитывая, что такое имущество создается в электронной форме, то есть не может рассматриваться в качестве вещи (статьи 128, 209, 218 ГК РФ), говорить об «удостоверении права собственности» на цифровой финансовый актив, как это предусмотрено в статье 2 законопроекта, неверно.
    Проект не предусматривает виды и основания ответственности участников реестра цифровых финансовых транзакций за нарушение требований, допущенных при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам, что создает условия для их неисполнения.
    Необходимо уточнить условия признания майнинга предпринимательской деятельностью, в том числе с учетом соответствующих положений ГК РФ и технологических особенностей ее осуществления.
    В проектируемых понятиях «токен» и «криптовалюта» следует указать их характерные технологические признаки, позволяющие их идентифицировать и отличать друг от друга, при этом учесть нормы ГК РФ о соответствующих объектах гражданских прав. Проектируемые понятия «реестр цифровых транзакций» и «цифровой кошелек» также требуют уточнения в целях их разграничения, так как в предложенной редакции обеспечиваются схожие функции – формирование и хранение информации о цифровых записях.

Юридическое бюро «Палюлин и партнеры» довольно долго наблюдает, как в России уже не один год спорят о необходимости специального законодательства о виртуальных валютах и примерно столько же пытаются разработать такой(ие) закон(ы). Процесс подготовки такого(их) закона(ов) оказывается достаточно сложным, потому что в данном случае приходится строить правовую систему вокруг совершенно новой сущности. Однако, стоит отметить, что с каждым днем становится все яснее, что рано или поздно в том или ином виде закон будет принят. Без определенности в регулировании, без норм, на которые можно опираться – пусть с отдельными огрехами и недостатками – невозможно двигаться дальше и выходить на новый уровень модернизации экономики.

2016-2024 © PALYULIN.RU